Бренди Osborne: сказка про черного бычка
Есть такие блюда и напитки, которые со временем становятся символами
определенной страны. Как часто бывает в истории, их авторами порой
оказываются вовсе не сами уроженцы, а «приезжие» — люди, как будто
специально очутившиеся в нужное время в нужном месте. Так получилось с
салатом «Оливье», который прочно ассоциируется с русской кухней, за
рубежом называется «Русским салатом», а создал его между тем француз
Люсьен Оливье. Так вышло и с Hennessy, одним из старейших французских
коньячных домов, основанным ирландцем Ричардом Хеннесси.
Для иностранцев таким символом Испании является алкогольный бренд
Osborne, в большой степени благодаря своему «талисману» — черному быку,
красующемуся на каждой этикетке и… вдоль дорог. По иронии судьбы,
создателем компании, специализирующейся на бренди, также стал вовсе не
испанец, а англичанин, Томас Осборн.
Разделяй и властвуй
В далеком 1772 году сэр Осборн решил покинуть берега Туманного
Альбиона и переехал в небольшой городок Пуэрто-де-Санта-Мария на юге
Испании. Жизнь на новом месте быстро пошла на лад: через несколько лет
Томас уже обзавелся семьей и вместе с английским консулом в Кадисе
открыл 20 винных погребов. Это послужило началом большого дела, которое
продолжили шесть поколений семьи Осборнов.
Прошло около 100 лет, и потомки консула, устав от постоянных хлопот,
продали свою долю семье Осборн, раз и навсегда закрепив за компаньонами
всю последующую славу винного дома. Поначалу местные вина
экспортировались только в Англию, благодаря обширным консульским связям.
Но популярность компании росла день за днем, и постепенно
распространилась на другие страны. Как утверждает сохранившаяся
рукопись, в 1856 году дом Осборн отправил несколько бочонков вина королю
Бельгии и в Россию, в Петербург — в Зимний дворец.
Смена курса
Не переставая выпускать вино, со временем дом Осборна взялся за
производство бренди. И это было самое правильное решение, какое только
можно было принять. Уже к началу XIX века мир захлестнула мода на
хересовый бренди: бутылки с этим напитком ценились на вес золота. До сих
пор его производство разрешено только в специальной области в Андалусии
(провинция Кадис), называемой «хересным треугольником». Три города —
Херес-де-ла-Фронтера, Санлукар-де-Баррамеда и Пуэрто-де-Санта-Мария —
считаются равноправными столицами этого напитка.
Хересный бренди Veterano, прославивший марку Osborne, готовится по
специальному рецепту, который, конечно, держится в строжайшей тайне. Но
основные принципы его изготовления схожи с рецептами других бренди. В
провинции Кадис, на родине хересного бренди, для приготовления напитка
используется только два определенных сорта винограда — Айрен и Паломино.
Сначала из ягод изготовляется вино, которое затем проходит специальную
обработку. Для того чтобы извлечь из вина лишнюю влагу, оно проходит
двойную дистилляцию — сосуды с вином разогреваются до определенной
температуры и некоторое время остаются в таком состоянии. Вода
испаряется, оставляя около трети объема. Именно из этих «остатков»
впоследствии получается настоящий бренди.
Но самое главное начинается уже после процесса выпаривания. Напиток
разливают по бочкам и закладывают на выдержку на определенный срок.
Бочки преимущественно дубовые, обработанные паром или обугленные
изнутри. В ходе выдержки содержание спирта уменьшается, а напиток
«впитывает» в себя дополнительные оттенки вкуса от самих бочек.
Ординарные бренди выдерживают до 3 лет, марочные — до 7 лет и более.
Причем важную роль играет не только сам материал, из которого сделана
бочка, но и угол ее наклона при выдержке, температура в погребе и
влажность воздуха.
Вдоль дорог стоят
Немалую роль в успехе бренди Osborne сыграл и знаменитый теперь на
весь мир большой черный бык, чей силуэт стал символом и логотипом марки.
В 1956 году, когда во всем мире делами уже начинала заправлять
удачная реклама, в Испании из-за диктатуры Франко гонка за клиента
только начиналась. Поняв, что для успешного продвижения продукта в
массы, необходима качественная реклама и удачный логотип, семья Осборнов
решила «взять быка за рога». Так получилось и в буквальном смысле:
гравер Государственного монетного двора, Маноло Прието, в качестве
логотипа предложил простой черный силуэт быка. Он же стал использоваться
и для наружной рекламы.
Уже через год вдоль испанских дорог появились четырехметровые
деревянные бычки. Они были выкрашены в черный цвет, а на боках виднелся
белый логотип Osborne Veterano. Тогда никто и не подозревал, что спустя
какое-то время эти парнокопытные появятся на картинах известных
художников, а туристы всего мира станут принимать их за местную
достопримечательность.
После ужесточения закона о наружной рекламе Осборны были вынуждены
«отодвинуть» быков подальше от дорог. Чтобы не слиться с ландшафтом,
новые быки «выросли» в размере: их высота стала достигать 14 метров.
Дерево заменил износостойкий металл, благодаря чему вес каждого «бычка»
достиг 4 тонн. Год за годом быки «размножались», и сегодня уже 90 черных
силуэтов украшают дороги Испании.
Из-за смены власти и законов у главного символа бренди Veterano
сложилась достаточно революционная история. На быков заводили уголовные
дела, переставляли металлические конструкции с место на место, вообще
убирали логотип дома Осборн с черных силуэтов… Трения по поводу такой
экстравагантной «наружки» могли бы длиться вечно, если бы в середине
90-х годов прошлого века под давлением общественности быков не
«амнистировали». Верховный трибунал выпустил резолюцию, которая
признавала, что силуэт быка ««превзошел свою изначальную рекламную цель,
интегрировался в пейзаж, и для его сохранения следует в первую очередь
учитывать его эстетическое и культурное значение для коллективных масс».
Тем самым простой логотип превратился в национальный символ страны, и
лучшей рекламы для напитка, пожалуй, не было создано и по сей день.
|